WHMCS – биллинговая система для хостинга и не только

В прошлом номере были рассмотрены несколько панелей управления хостингом. Однако кроме панели управления любой начинающий хостер сталкивается с проблемой выбора биллинга – системы управления учетными записями клиентов, приема платежей, регистрации доменов.

Таких систем на рынке не меньше чем панелей управления – RootPanel, iHost, ClientExec, WMH.AutoPilot, список можно продолжить. Однако речь в статье пойдет о WHMCompleteSolution или WHMCS. Почему именно о ней? Потому что на данный момент именно она сочетает в себе огромные возможности по интеграции с хостинг-панелями, платежными системами, регистраторами доменов, и при этом имеет небольшую стоимость (многие хостинг-компании при покупке реселлерского аккаунта предлагают ее за символическую плату или вообще бесплатно).

Что умеет WHMCS?

Возможности системы настолько огромны, что описать их все в одной статье практически невозможно. Поэтому сделаю краткий обзор без подробного описания настройки отдельных компонентов. Итак:

  • управление учетными записями клиентов. Каждая учетная запись может в себя включать суб-аккаунты. Это удобно, например, для организаций, которые хотят предоставить своим сотрудникам доступ к определенным сервисам.
  • интеграция с хостинг-панелями: автоматическое создание и удаление клиентских учетных записей.
  • автоматическая регистрация, перенос и продление доменов.
  • прием платежей (электронные деньги, кредитные карты).
  • выставление счетов на оплату (и приостановка услуг при неоплате, начисление штрафа при просрочке платежа)
  • составление различных отчетов (приход/расход, количество новых клиентов и т.д.)
  • встроенная тикет-система поддержки клиентов и база знаний.
  • наличие партнерской программы для клиентов
  • поддержка валют.
  • гибкая система создания различных скидок и акций
  • наличие API, которое позволит интегрировать систему с вашим сайтом или продуктом
  • возможность писать свои функции (ActionHooks) на определенные действия (например, после создания аккаунта на хостинг-панели установить клиенту блог или зарегистрировать на форуме)

А теперь подробнее о каждом из компонентов.

Учетные записи клиентов.

В WHMCS каждый клиент имеет свой профиль, который содержит персональные данные, данные о суб-аккаунтах, продукты/сервисы, домены, оплаченные и неоплаченные счета, транзакции, историю писем. Вы можете вручную добавлять, редактировать все данные клиенты – счета, персональные данные, просматривать статистику, предоставлять кредиты, добавлять заметки.

Встроенная тикет-система и база знаний.

По функциональности не уступает профессиональным решениям. Умеет работать через POP3. То есть вы можете задать адрес, все письма на который будут приходить в тикет-систему. Причем анализируется адрес, с которого было отправлено письмо и если он существует в базе клиентов – автоматически отображается информация о продуктах и сервисах этого клиента.

Можно создать несколько отделов, и предоставить администраторам доступ только определенным отделам.

Счета, автоматическая оплата и платежные системы.

WHMCS – полностью автономная система. Она поддерживает большое количество платежных систем, вот список наиболее популярных:

  • PayPal
  • 2Checkout
  • Google Checkout
  • Authorize.net
  • Website Payments Pro
  • Bank Transfer
  • E-Gold
  • E-path
  • InternetSecure
  • InternetSecure
  • Liberty Reserve
  • Mail In Payment
  • Merchant Partners
  • Moneybookers
  • Offline Credit Card
  • SecurePay
  • WorldPay

Да, как видите, в списке отсутствуют популярные отечественные системы, одна это проблема решается модулями сторонних производителей, в числе которых:

  • WebMoney
  • LiqPay
  • WebPay.by
  • Z-Payment
  • Яндекс.деньги
  • ROBOXchange
  • InterKassa

Кроме этого на сайте вы можете скачать шаблон платежного модуля и самостоятельно его написать (как было проделано в нашей компании для WebMoney, LiqPay и WebPay.by).

Благодаря платежным модулям возможна почти полная автоматизация – например, при покупке хостинг-аккаунта клиенту будет сгенерирован счет, после чего клиент будет перенаправлен на выбранный платежный шлюз. При удачной оплате на сервере будет создан аккаунт, в случае необходимости автоматически зарегистрируется домен, и  данные для доступа будут отосланы клиенту по электронной почте.

Модули для работы с хостинг-панелями и VPS.

Предназначены для автоматизации создания, приостановки и удаления учетных записей на серверах. Список впечатляет.

Хостинг панели:

  • cPanel/WHM
  • DirectAdmin
  • Plesk
  • Helm 3
  • Helm 4
  • Ensim
  • InterWorx
  • DotNetPanel
  • Lxadmin
  • Virtualmin Pro
Панели для работы с VPS:

  • HyperVM
  • FluidVM
  • Cloudmin
  • SolusVM

Shoutcast-панели (для организации трансляций):

  • WHMSonic
  • CentovaCast
  • SCPanel
  • CastControl

Есть также сторонний модуль для ISPmanager.

Домены и регистраторы.

И конечно WHMCS позволит вам автоматизировать регистрацию доменов. В наличии модули для большинства популярных доменных реселлеров – Enom, DirectI, WebNIC и др. Из отечественных регистраторов поддерживаются модулями сторонних разработчиков WebNames, РЕГ.РУ, RU-CENTER.

Настройка продуктов/сервисов

Вы сами задаете все параметры того или иного продукта – дисковую квоту, количество баз, ftp и почтовых аккаунтов, ограничение на трафик и т.д. Отдельно задается стоимость, в зависимости от срока оплаты – за месяц, квартал, полгода, один год, два или три. Отдельно хочется отметить возможность создания настаиваемых опций. Например, предоставить возможность клиенту самому составить конфигурацию сервера на основе базовой – добавить память, жесткие диски, выбрать скорость сетевого порта и при этом сразу же рассчитать окончательную стоимость.


Клиентская часть.

Построена на основе smarty-шаблонов. Вы можете полностью изменить ее вид органично вписав в дизайн основного сайта.


Плюсы

  • Поддержка множества панелей, регистраторов, платежных систем
  • Полная автоматизация процессов регистрации клиентов, оплаты и продления сервисов
  • Удобная тикет-система поддержки пользователей
  • Протоколирование всех действий администраторов и клиентов
  • Мультиязычность
  • Поддержка нескольких валют (с автоматическим обновлением курса и пересчетом цен)
  • Возможность продавать не только услуги связанные с хостингом, а вообще любые услуги (например программное обеспечение или просто сервисные услуги)
  • Возможность организовывать скидки, акции и другие промо-кампании для определенных продуктов/сервисов. (например, скидка в 10% при оплате на 3 месяца или домен в подарок при оплате на год)
  • Большое количество отчетов для контроля клиентов и денежных средств, расчет прибыли и т.д.
  • Документированный API и возможность расширения
  • Отличная поддержка разработчиком.

Минусы

  • Русификация системы местами оставляет желать лучшего (хотя на 99% русифицирована)
  • Отсутствие нормальной русскоязычной поддержки
  • Слабая поддержка платежных систем и доменных регистраторов стран СНГ

Если подвести итог – WHMCS безусловно на голову выше практически всех отечественных биллинг-систем для хостинга и имеет при этом приемлемую цену.

В качестве заключения – хочу сказать что в ближайшее время будет организована русская поддержка и русское сообщество, нацелено именно на рынок стран СНГ. Stay tuned.

Журнал “Web-Analitik.info
№02’2010